Федеральная Еврейская Национально-Культурная Автономия
Голосование
В настоящее время нет активных опросов.
Е-КлубНаши людиРФХУЕЕК
Проекты » "Россия многонациональная" » Дмитрий Григорьевич Цвибель
01.09.2014

Дмитрий Григорьевич Цвибель

613 заповедей Цвибеля

Как музыкант стал руководителем еврейской общины в Карелии.

Вот уже скоро 20 лет, как Дмитрий Цвибель забыл, что такое отдых по воскресеньям. С тех пор, как открыл в 1995 году в Петрозаводске еврейскую воскресную школу. Пастыря всех иудеев Карелии в этот день в 10 утра всегда можно застать в своем подвальчике на улице Герцена: здесь в нескольких тесных комнатках и храм культуры, и синагога, и место для общения. А в тот выходной, когда мы приехали в Петрозаводск, было еще и 27 апреля, день памяти жертв Xолокоста. В этот день все, кто хочет помянуть безвинно замученных, приходят на старое еврейское кладбище – единственное мемориальное место в столице Карелии, напоминающее, что в городе жили и будут жить евреи. Появился этот памятник в Петрозаводске не без участия Цвибеля благодаря удачно проведенным переговорам в мэрии… Впрочем, божественное провидение тоже сыграло свою роль.

«Общину о предстоящем разрушении старого еврейского кладбища предупредил анонимный сотрудник городского правительства, – рассказывает Цвибель. – Мы быстро добились встречи с тогдашним мэром, Сергеем Катанандовым. Он подтвердил, что власти собираются сносить старые захоронения и имеют на это право: прошло 25 лет после последнего захоронения. Наш аргумент был таков: после ликвидации кладбища в городе не останется памятных мест, связанных с еврейской культурой. «Хорошо, – говорит Катанандов, – но тогда берите памятник на свое содержание. И начните прямо сейчас что-то делать, чтобы Петрозаводск видел, что не зря вам его передали». А у нас как раз оставались деньги со свитка Торы. И нам разрешили их использовать. Одна из членов нашей общины – архитектор – сделала проект. Мы сразу огородили этот кусок кладбища, установили монументальную арку».

Про свиток Торы необходим еще один рассказ. Как и в случае с кладбищем, в истории с передачей еврейской реликвии общине Петрозаводска было много удивительных вещей. Самое главное чудо: деньги на обретение свитка собрали христиане немецкого города Тюбингена по инициативе пасторов Данкварта-Пауля Целлера и Михаэля Фолькмана. Немцев в столице Карелии случайно встретил Дмитрий Цвибель, он же и убедил пасторов помочь еврейской общине. Без свитка Торы евреи Петрозаводска не могли молиться.
«У меня нет специального религиозного образования, но я всегда к этому стремился… Раввин должен избираться общиной, и меня выбрали на эту должность. Иудаизм – это не религия в том смысле, в котором мы подразумеваем… В иудаизме ты можешь не верить, но обязан исполнять те заповеди, которые тебе даны… 613 заповедей – и ты должен жить по этим заповедям».

Эти две истории Цвибель успевает мне рассказать в то самое хлопотное воскресенье, между занятиями в еврейской школе и церемонией скорби в день поминовения. После минуты молчания и субботника на кладбище идем в уголок холокоста в музее памяти жертв фашизма имени Максимилиана Кольбе. Музей создал петрозаводчанин Вадим Миско, бывший узник концлагеря. Дмитрий Цвибель проводит здесь экскурсии, на базе музея действует центр изучения ксенофобии и антисемитизма. Этот культурный проект абсолютно независим от государства: за аренду помещения платит пожелавший остаться неназванным бизнесмен, все, кто работает в музее, зарплату не получают. Зато экспозицию может посмотреть бесплатно любой желающий.

«Каждый человек, который это посмотрит, думаю, никогда не напишет никакую гадость на стене. Когда человек приходит сюда, он видит фотографии, читает свидетельские показания, встречается с людьми, которые пережили это непосредственно, – говорит Цвибель. – Я считаю, что люди должны идти сюда не насильно, а только тот, кто этим интересуется. Или случайно. Заставлять нельзя».

К идее просвещения основной нации о заботах и тяготах другой профессиональный музыкант и сын концертмейстера пришел не сразу.
«Меня воспитывал папа, – рассказывает Цвибель. – Он мне подсовывал книги по еврейской истории и культуре. Но прямо никогда не агитировал. Смотрю – а он в определенные дни ничего не ест. Когда я спрашивал почему, он уходил от ответа. Это уж потом я понял, что отец постился так. Только после его смерти я серьезно обратился к иудаизму. А папа, видно, меня оберегал таким образом, понимал, в какой стране мы тогда жили».

После смерти отца Дмитрию Цвибелю о тайной жизни его родителя рассказали те, с кем Григорий Цвибель ходил на мииньян. Постепенно сын тоже приобщился к религии, а когда грянула перестройка, принимал активное участие в регистрации общины. И вот уже более 20 лет ей руководит. Своей задачей считает обеспечить нормальную жизнь тем, кто решил остаться в Петрозаводске, и не препятствовать тем, кто сделал иной выбор.

Дети и внуки Цвибеля живут в других странах. Решила переехать в страну обетованную и его 91-летняя мама. Однако сам духовный пастырь карельских евреев (как и его жена) покидать Петрозаводск не собирается: здесь его главное дело жизни, которое он не может бросить. И еще есть кое-что…

«Я очень люблю Петрозаводск. И любовь эту не объяснить. Как любимая женщина бывает не самая красивая, но от этого – не менее любима, так и я отношусь к своему городу… Здесь я принесу больше пользы, чем за границей», – так он объясняет свое решение.

Кроме поддержания нормальных условий для существования общины, для Цвибеля очень важен межнациональный мир в Карелии:
«Именно по инициативе нашей общины мы организовали межконфессиональный круглый стол, где собираются представители всех зарегистрированных в Карелии религиозных организаций. Зачем нужно межконфессиональное общение? Когда смотришь глаза в глаза, совсем иначе начинаешь думать о человеке... Все фобии появляются от незнания. Все, что мне неизвестно, незнакомо, вызывает отторжение. Вот и приходится знакомиться со всеми 150 национальностями Карелии».

«Сейчас еврею легче живется в России, чем кавказцу», – горько шутит Цвибель, вспоминая межнациональный конфликт, который вспыхнул в 2006 году в Кондопоге. Тогда волнения вспыхнули между чеченцами и славянами из-за бытовой драки. Однако Цвибель и тогда не остался в стороне. В своем письме к прокурору он просил обратить внимание на заявления подстрекателей. «Разжечь межнациональный конфликт гораздо проще, чем его потушить», – считает глава еврейской общины Карелии.

Автор Алексей Терещенко.

Фото Ильи Долгопольского