Федеральная Еврейская Национально-Культурная Автономия
Голосование
В настоящее время нет активных опросов.
Наши людиРФХУЕКЦАЕН
01.01.1970

"Скобарь"

ЕВГЕНИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ ВАГИН

Евгений Вагин. Портрет на фоне ремесла…

«О чем толковать – давайте ковать!»

Увидев такие слова на футболке известного псковского кузнеца Евгения Вагина, поначалу расстроился… Как раз приехал к нему в Псков поговорить о русской идее в рамках проекта «Россия многонациональная», а тут сразу – о чем толковать? Тем не менее, путешествуя с руководителем Псковского кузнечного двора по его родному городу и предместьям, слушая его неторопливую речь, понял, что у него есть несколько главных принципов, на которых держится вся его жизнь, а значит – и национальное самосознание…

«Я – скобарь»… Это одна из главных опор вагинского равновесия. Из десятки песен, выбранных солидной комиссией к 1100-летию Пскова, произведение Вагина «Скобари» оказалось на шестом месте (в одном ряду с Римским-Корсаковым, Прокофьевым и Клячкиным). Вот цитата из него:

С вечера и до зари, как на праздник звонари,
На берегу реки Великой ковали скобы скобари.
Без гвоздя и без подковы конница не победит,
А на наших псковских скобах русский флот века стоит!

«Я считаю себя скобарем, жителем Пскова», – говорит автор песни. «В этом году уже четвертый год будем праздновать день скобаря. На мой взгляд, скобарь – это мастеровой, с богатым духовным миром человек… Хотя есть люди, которые считают это слово обидным прозвищем. Но я считаю, что это – звание, которое еще нужно заслужить. Слово уже пошло в народ: есть такой коллектив танца, команда гонщиков. А еще мы так назвали орден Псковского кузнечного двора… «Истинный скобарь» – знак отличия тем, кто сделал что-то хорошее для нашего города».

В своей семье Евгений первый, кто решил осваивать кузнечное ремесло. Он надеется, что не последний – у Вагина двое сыновей и дочь, правда, старшие пока не сделали отцовскую профессию главным делом своей жизни. Впрочем, и Евгений не сразу стал скобарем. Вначале он окончил политехнический институт, и только к 30 годам стал делать первые шаги по освоению старинной русской профессии.

Своими духовными наставниками Вагин считает известного псковского реставратора и кузнеца Всеволода Смирнова и большого авторитета в культуре Савелия Ямщикова. С первым были только краткие встречи до смерти Смирнова в 1996 году. С Ямщиковым – с 2003 года до самой кончины «Неистового Саввы» в 2009 году – настоящая дружба. Началась она на празднике, посвященном 1100-летию Пскова. Ямщиков, считавший, что после смерти Смирнова не осталось в городе кузнецов, два часа не отходил от выставки кованых изделий, устроенной Вагиным и его коллегами. Так поверил в творчество Евгения известный деятель культуры, что незадолго до своей кончины завещал руководителю «Псковского кузнечного двора»: «Умру – крестик мне скуешь». Все было исполнено в точности с последней волей покойного. С Савелием Ямщиковым при его жизни Вагин успел сделать совместный проект – мемориальный холм «Псковская Голгофа». Идею Александра Проханова о месте всероссийского примирения на Псковщине Ямщиков лоббировал в высших сферах. Вагин ковал крест для часовни и металлические конструкции для мемориала.

Движение к своей мечте – стать мастером художественной ковки – Вагин начинал с работы реставратором в археологической экспедиции Пскова.

«Души и руки старых мастеров я пропустил через те находки, которые обрабатывал… Однажды в раскопе нашли боевой топор рядом с Покровской башней. В прекрасной сохранности, боевое оружие XII века было орнаментировано. Форма этого топора настолько была эстетична, если забыть, что это орудие убийства, что я вдохновился сделать такой же…»

Теперь изделия Евгения Вагина можно увидеть в Псковском кремле и сотнях других местах древнего города. Как позолотчик, он участвовал в реставрации Большого кремлевского дворца в Москве в 1990-х годах, возрождении столичного храма Христа Спасителя, частички его труда есть в президентских дворцах в Стрельне и Астане. К нему на «Псковский кузнечный двор» – филиал Псковского музея заповедника – приходят знаменитые певицы, спортсмены, общественные деятели, приезжают любители кузнечного ремесла из всех стран мира. Настала пора подумать о сохранении псковской традиции скобарей.

«Я предлагал псковским властям создать кузнечную школу. Сейчас пока это дело тормознулось: и с помещением проблема, и с финансированием. Но даже без школы ремесло не умрет: 80% кузнецов в городе контактируют с «Кузнечным двором».

По натуре своей Вагин – человек общественный: активно занимается организацией различный акций, проектов в городе. По своей работе он контактирует с представителями многих национальностей, населяющих Псков.

«По поводу национальности – вопрос не стоит», – говорит главный псковский скобарь. «Люди другой национальности воспринимаются нами на равных. Если говорить о профессиональных контактах – просто смотрим, какой он кузнец. Какой мастер… Миссионером национальной культуры себя не чувствую. Это больше вопрос политический, а мы, художники и кузнецы, свободные люди, политикой стараемся не заниматься».

К православной вере Вагин пришел уже зрелым человеком – в 33 года. Про себя говорит, что он невоцерковленный. На исповедь и причастие не ходит. Хотя дружен почти со всеми иерархами Псковщины – они его основные заказчики. «Когда в жизни происходят какие-то серьезные моменты, я сажусь за руль и еду в Печоры (в Псковско-Печорский монастырь). Причем такие поездки всегда совершаю в одиночестве. Здесь – как могу – молюсь и ставлю свечи».

«Измерялось счастье подковами…» – говорится в одной из песен Вагина. К 55 годам мастер сковал больше тысячи этих счастливых амулетов.